Еврейская религиозная школа "Реших хохма" ставит своей задачей, с одной стороны, дать детям глубокие знания Письменной и Устной Торы, достаточный для того, чтобы иметь возможность продолжить еврейское образование в ешиве, а, с другой стороны, дать и высокий уровень светского образования, чтобы иметь возможность получить высшее образование.
Царь Шломо в книге «Коэлет» (9:7) пишет: «Иди и ешь хлеб свой в радости и с чистым сердцем пей вино своё, ведь угодил ты уже Всевышнему своими поступками».
В своём комментарии «Бен Йеояда» к Талмуду (Шаббат 119б) Бен Иш Хай написал, что слово «в радости» (на святом языке «בשמחה — бесимха») содержит в себе скрытый смысл: «пар, в котором совсем нет греха» (акроним слова «бесимха» на святом языке). В стихе речь идёт о человеке, который угодил Всевышнему и в заслугу этого удостоился есть свой хлеб в радости. Причём тут пар? Обратимся к самому Талмуду:
Сказал рав Йеуда от имени Рава: «Что означает написанное: “Не трогайте помазанных Моих и пророкам Моим не делайте зла”? Это означает следующее: “Не трогайте помазанных Моих” – это дети, изучающие Тору (подобно священнослужителям их мазали оливковым маслом перед началом изучения Торы, чтобы подчеркнуть важность этого); “и пророкам моим не делайте зла” – это мудрецы Торы». То есть Всевышний предостерегает нас не отрывать детей от изучения Торы и не причинять зла мудрецам Торы.
Сказал Рейш Лакиш от имени раби Йеуды-несиа: «Мир существует исключительно благодаря пару, выходящему из уст детей, изучающих Тору».
Рав Папа спросил Абайю: «А пар, выходящий из моих и твоих уст, разве не лучше? Ведь мы и изучаем Тору самостоятельно, и обучаем Торе других!».
Ответил ему Абайе: «Не подобен пар, в котором есть примесь греха, пару, в котором нет примеси греха». Дети, которые ещё не достигли бар-мицвы и потому не обязаны в заповедях, не имеют и грехов, и, соответственно, Тора, которую они изучают, чиста и не испорчена.
Суть этого отрывка из Талмуда следующая: Всевышний предостерегает нас от того, чтобы мы не препятствовали изучению Торы детьми, так как весь мир существует только благодаря изучению ими Торы.
В своей книге «Путь Дерева Жизни» Рамхаль приводит стих из Теилим (8:3): «…Из уст детей и младенцев основал Ты силу – из-за притеснителей Твоих, чтобы остановить врага и мстителя». Объясняет Рамхаль, что «враг и мститель» – это дурное начало человека (он же Сатан, он же ангел смерти), а «неприятели Твои» – это эрев рав, которые извращают и искажают Тору. Пар же, исходящий из уст детей, изучающих Тору, исправляет это негативное воздействие, поскольку несёт в себе чистейшую Тору. Это позволяет миру продолжать своё существование.
Ввиду этого неудивительно продолжение приведённого выше отрывка из трактата Шаббат: «И ещё сказал Рейш Лакиш от имени раби Йеуды-несиа: “Не отменяют изучение Торы детьми даже ради строительства Храма”.
И сказал Рейш Лакиш раби Йеуде-несиа: “Такое предание получил я от своих отцов…: ‘Каждый город, в котором нет детей, изучающих Тору, – разрушают его’”». Равина сказал: “Сначала налагают на него херем, а затем разрушают его”».
Раз изучение Торы детьми столь важно для мироздания, то понятна и строгость наказания за то, что в каком-то городе, где живут евреи и есть еврейские дети, нет системы еврейского образования. По мнению Рейш Лакиша такой город подлежит разрушению – у него нет права на существование. По мнению Равины жителям такого города, прежде всего, выносят серьёзное предупреждение, а если они не исправляются, то город разрушается. Согласно обоим мнениям, здесь действует принцип «мера за меру» – те, кто приводят к разрушению мира, сами будут наказаны разрушением.
Однако наши мудрецы в трактате Санедрин научили нас, что принцип «мера за меру» действует только вопросах наказания. Но награждает Всевышний нас сверх меры. Поэтому те, кто поддерживают изучение Торы детьми, не только живут в безопасности, но и удостаиваются самого великого – быть угодным Всевышнему, и честно заслужить Его благословения: «Есть в радости свой хлеб и с чистым сердцем пить своё вино»! Именно это имел в виду Бен Иш Хай в своём комментарии.